О компании
Опытно-конструкторское бюро моторостроения

В 1959 году было образовано ОКБ-154-2 в составе Воронежского механического завода  №154, 1 марта 1960 года ОКБ-154-2 было преобразовано в самостоятельное предприятие "Опытно-конструкторское бюро моторостроения".

Первыми двигателями "ОКБМ" стали модернизированные двигатели АИ-14РФ и АИ-14ВФ на базе двигателей АИ-14 и АИ-14В разработки Запорожского моторного КБ двигателей. Новые модификации двигателей отличались большей мощностью и увеличенным ресурсом. Специалисты "ОКБМпостоянно работали над повышением мощности и надежности двигателей.

В 1964 г. "ОКБМ" был разработан главный редуктор вертолета КА-26 и вертолетный М-14В26

Ка-26 Двигатель М-14В26

 

 

 

 

 

Параллельно с этим КБ вело разработки силовой установки на базе АШ-62ИР для катера на воздушной подушке.

В 1974 году в "ОКБМ" был разработан и выпущен в серийное производство авиационный поршневой двигатель М-14П, который стал базовым для целой гаммы новых двигателейМ-14ПФ, М-14Х, М-14Р. Вся малая и спортивная учебная авиация базируется сейчас на этих двигателях, которые пользуются большим спросом во многих странах мира.

В 70-е годы в "ОКБМ" был разработан ряд роторно-поршневых двигателей с диапазоном мощностей от 50 до 400 л.с.

Двигатель М-14П/Х

Як-18 Су-29

 

 

 

 

 

Як-50 Як-52

 

 

 

 

 

В 80-90-е годы круг разработок расширился. "ОКБМ", используя современные конструкторско-технологические принципы, стало создателем трансмиссий малых и средних вертолетов и новых редукторных механизмов со сверхвысоким передаточным отношением для авиационных и авиационно-космических аппаратов. Разработаны главный редуктор Р-126 для вертолета Ка-126, редуктор Р-40 в системе управления крыла изменяемой стреловидности самолета ТУ-160, редукторы Р-35 и Р-36 в системах управления рулем направления воздушным тормозом и балансировочным щитком воздушно-космического самолета "Буран", главный редуктор ВР-226 для вертолета Ка-226, главные редукторы ВР-60, ВР-60А и хвостовые редукторы ХВР-600, ХВР-600А для вертолетов Ка-60 и Ка-62.

Аэрокосмический самолет Буран Ка_126

 

 

 

 

 

Ка-60

Ка-226

 

 

 

 

 

Ту-160

Создан целый ряд механических усилителей крутящего момента, получивших название редукторов-шарниров, для современных летательных аппаратов "Беркут" СУ-47, ЯК-130 и ряда новых перспективных самолетов.

К 90-м годам "ОКБМ" вошло в число лидеров отечественного моторостроения, а по ряду изделий получило мировое признание. Самолеты высшего пилотажа Су-26, Су-29, с установленными на них двигателями "ОКБМ" неоднократно завоевывали призовые места в мировых соревнованиях по пилотажной акробатике

До 1992 года в России и других странах СНГ использовалось около 1500 легких летательных аппаратов, оснащенных двигателями и трансмиссионными механизмами "ОКБМ". Это самолеты ЯК-18Т, ЯК-123, ЯК-50, ЯК-52, ЯК-55, Су-26, вертолеты: Ка-115, Ка-18, Ка-26, Ми-1, МИ-4.

После преобразования "ОКБМ" в закрытое акционерное общество в середине 2000-х, прошли доработки главный редуктор ВР-226 вертолета Ка-226, главный редуктор ВР-60 и хвостовой редуктор ХВР-600 вертолета Ка-60. ЗАО "ОКБМ" сосредоточило свои конструкторские усилия на разработке деталей и агрегатов редукторно-шарнирной группы, был создан целый ряд механических усилителей крутящего момента. В конструкцию шарнирных редукторов были внесены уникальные, защищенные патентом РФ, конструктивные решения, что позволило увеличить передаваемый момент до 30 %, при сохранении габаритов.

Такие агрегаты установлены, в том числе, на новых учебно-тренировочных самолетах ЯК-130 и опытном самолете "Беркут" СУ-47, разработанном ОАО "ОКБ Сухого", на перспективных  самолетах.

 

 

Як-130Су-47

 

 

 

 

 

 

Выдающиеся деятели предприятия:

Главный конструктор Веденеев Иван Михайлович (23 декабря 1912 — 1992).

Был рабочим на Запорожском моторном заводе. В 1958 г. окончил Запорожский машиностроительный институт. Работал ведущим конструктором камеры сгорания газотурбинных двигателей конструкторского бюро Запорожского моторного завода.

В 1960—1973 гг. — Главный конструктор конструкторского бюро п/я 100 (в настоящее время ООО «ОКБМ» («Опытно-конструкторское бюро моторостроения»), Воронеж). Первыми двигателями КБ стали двигатели АИ-14РФ и АИ-14ВФ, разработанные на базе двигателей АИ-14 и АИ-14В Запорожского машиностроительного КБ.

В 1964 году под его руководством были разработаны вертолётный поршневой двигатель М-14В26 и главный вертолётный редуктор Р-26 для вертолёта Ка-26 конструкторского бюро Камова. В конце 1960-х годов им вместе с группой ведущих специалистов был разработан новый авиационный поршневой двигатель, впоследствии получивший обозначение М-14П; запущен в серийное производство в 1973 году. На его базе в дальнейшем была разработана серия авиационных поршневых двигателей: М-14ПФ, М-14Х, М-14Р, М-9Ф, М-9ФВ, М-14В26В, М-14В26В1, М-14ПТ, М-14ПТ2. Этими двигателями оснащались самолёты малой и спортивной учебной авиации.

Двигатели и главные вертолётные редукторы, разработанные под руководством И. М. Веденеева, использовались на самолётах Як-18, Як-12, Ли-2, Ан-2, Як-50, Як-52, на вертолётах Ка-26, на амфибиях, катерах, вездеходах. Под его руководством и непосредственным участием была проведена большая работа по повышению надёжности и ресурсов двигателей.

В 1973—1991 гг. — ведущий конструктор ОКБМ.